ОРТОДОКСИЯ.РУ - От марксизма к идеализму и православию

От марксизма к идеализму и православию

От марксизма к идеализму и православию

3/07/2018/Ортодоксия.ру/.

О времени от застоя Брежнева и до наших дней вышло уже несчетное количество мемуаров политиков, военных, деятелей культуры и науки и пр., и здесь читателя удивить чем-либо новым весьма нелегко. Но автобиографическая книга Виктора Аксючица – русского философа, богослова, публициста, христианского политика, народного депутата РСФСР (1990–1993) – представляет тем не менее необычное явление в этом общем ряду. Это прежде всего чрезвычайно яркое и насыщенное повествование о духовной эволюции, приведшей молодого философа в бурную общественную жизнь и политику, о всех ключевых событиях того времени, в которых он принимал активное участие, о современной России, ее настоящем и будущем.

В автобиографии Аксючиц описывает жизненный путь, достойный остросюжетного авантюрного романа. А может быть, и нескольких романов. Это путь из хаоса, с падениями, через отчаяние, через грязно-серые будни, порой кровавые, через мерзость жизни, не освященной высшими ценностями. В невероятно трудной судьбе формируется установка «трагического оптимизма»: «Жизнь есть сопротивление небытию, она оптимистична по своей природе. Жить – значит утверждать оптимизм бытия!» Его экзистенциальный опыт очень богат. И этот опыт нашел превосходное литературное выражение на страницах книги. Виктор Аксючиц прежде всего философ, миссию человека в этом мире он мыслит как свободного со-творца Богу, долг и обязанность которого пребывать в постоянном творческом напряжении. Из этого следует и осознание истории: «Описывая судьбу Отечества, я осознаю и свою судьбу. Я не отрицаю, что мое понимание истории Родины основывается на моей жизни, более того, убежден, что это и есть наиболее объективный подход к истории: наша история и наши судьбы укоренены в общей экзистенции и в едином бытии». Наверное, поэтому его оценки духовной ситуации нашего времени отличаются оригинальностью, ему свойственно тонкое чувствование истории. Он часто оказывался в гуще событий, своего рода эпицентрах новейшей русской истории.

Выходец из крестьянской семьи в Западной Белоруссии, курсант мореходного училища, матрос советского Военного-морского флота смог стать студентом философского факультета МГУ. Какое-то время он мечтал преобразовать коммунистическую систему, однако чтение Библии привело его к метанойе, изменению сознания, а затем и в Церковь. Он характеризует эволюцию своих философских взглядов как «типичный для русской интеллигенции путь от марксизма к идеализму и православию». Парторг курса самого идеологизированного факультета становится религиозным «инакомыслящим», организатором религиозного-философского и политического самиздата в Москве. В годы перестройки он становится одним из первых миллионеров новой России (его разорил после расстрела Белого дома в октябре 1993 года один из представителей могущественной тогда «семибанкирщины»), а затем перспективным политиком, создателем партии и движения «Российское Христианское демократическое движение», издателем литературно-философского журнала русской христианской культуры «Выбор» и газеты «Путь». После 1991 года Виктор Аксючиц, повинуясь прежде всего нравственным импульсам, становится активным участником и идеологом антиельцинской оппозиции, сыграв одну из определяющих ролей в трагическом октябре 1993 года. В конце 1990-х он как советник первого вице-премьера правительства России Бориса Немцова курировал идентификацию останков и торжественное захоронение царской семьи. Уникальность этого издания и в том, что в нем опубликованы письма следователя Владимира Соловьева в адрес иерархов Российской православной церкви, убедительно доказывающие принадлежность «екатеринбургских останков» царской семье, развенчивающие многие мифы на эту тему. В бурную эпоху сформировалась установка самостояния: «Условия вокруг меня меняются, но мои принципиальные взгляды остаются неизменными. Из-за того, что действовать приходилось по ситуации – отбиваться то слева, то справа, мои общественные и политические позиции квалифицировались по-разному. Необходимость во имя внутреннего повеления игнорировать, отрицать или преодолевать господствующие мнения и образ жизни во все периоды оставляли меня в экзистенциальном одиночестве».

При всем при этом Аксючиц – создатель множества религиозно-философских трактатов, среди которых особенно выделяются «Под сенью креста» и «Миссия России», «Гибель богов натурализма», замыкающих (или продолжающих) русскую мысль конца XIX–XX веков. Тематически и концептуально его работы в традиции русской христианской философии XX века, которую он характеризует как «неопатристика», синтезирующая учение отцов церкви и современную философию в ответах на вызовы эпохи. В творчестве Аксючица сходятся традиции онтологизма Владимира Соловьева, Павла Флоренского, Сергея Булгакова, Семена Франка и христианского персонализма и экзистенциализма Достоевского, Бердяева, Льва Шестова. Эту позицию можно характеризовать как персоналистический онтологизм. Наконец, он – человек, наделенный невероятным обаянием и жизненной силой, тем, что называется пассионарностью (глубоко любящий отец восьмерых детей, дедушка пятерых внуков и трех правнуков), заслуживает того, чтобы быть названным подлинным «героем нашего времени». В книге есть многочисленные свидетельства о встречах и взаимодействии (нередко конфликтных) едва ли не со всеми основными «акторами» ельцинской эпохи.

Виктор Аксючиц, несомненно, является одним из тех исторических деятелей, которые оказали реальное влияние на современную русскую жизнь. В этом – главная ценность его новой книги.

Андрей Минаков, НГ

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Подписка на новости